Интервью в программе Кофе+ от 20.09.2024. Скриншот с jupiterpluss.err.ee

То, что не попало в эфир: моё интервью телеканалу ETV+

5-7 минут

Мне предоставилась уникальная возможность рассказать о своем блоге «TallinnTalks: Город для Жизни» и ответить на вопросы о городском устройстве в программе «Кофе+». Временные рамки были весьма жёсткими, поэтому некоторые вопросы остались либо без ответа, либо пояснения были не развёрнутыми. Интервью можно посмотреть на сайте телепередачи, а в этой статье я остановлюсь подробнее на некоторых, обозначенных в разговоре с Андреем Титовым, темах.

Ведущий:

В воскресенье отмечается Всемирный день без автомобиля, когда водителям предлагается попробовать, каково это – передвигаться пешком, на велосипеде или общественном транспорте. Но все ли города Эстонии приспособлены к тому, чтобы легко отказаться от машины? В студии житель
Таллинна и автор свежего блога о городском пространстве Павел Мартынов.

Павел, а вы сами пользуетесь автомобилем? Почему не отказались от него?

Большая часть моей жизни прошла в небольшом городке в 70 км от столицы. В 2017 году получил водительские права, в тот же год приобрёл и свой первый автомобиль. Так как работал я в Таллинне мне приходилось каждый день ездить на автобусе. Это был не всегда приятный опыт, а в личном транспорте добираться до города было быстрее, и самое главное — комфортнее.

Личный автомобиль даёт чувство свободы. Можно относительно быстро доехать до таких мест, до которых на общественном транспорте добраться сложно. Я думаю все автолюбители меня хорошо понимают. Но, оказалось, что ездить на такие большие расстояния 5 дней в неделю дорого, ввиду постоянно растущих цен на бензин и частых поломок. По этим, и другим причинам, я нашёл работу поближе к дому, куда можно было комфортно доехать на автобусе.

В течении 3-х лет я в основном ездил на предоставленным от работы автобусе, а по городку предпочитал передвигаться пешком или на велосипеде. На личном автомобиле периодически делал поездки по окрестностям или в Таллинн. Такой стиль жизни — в постоянном движении, также благоприятно влиял на моё здоровье.

Однако, с переездом в столицу я быстро осознал, что без машины обходиться трудно: поездка на общественном транспорте часто занимает непропорционально много времени. Например, чтобы доехать до работы на автобусе, мне нужно пройти 15 минут по обочине дороги до остановки и потом ещё 40 минут ехать до места назначения. В качестве альтернативы можно выбрать маршрут с пересадкой в центре города и уже весь путь займёт 1 час. На автомобиле, который стоит возле дома, поездка занимает всего 12 минут.

Пожилой человек пытается забраться в автобус. Фото Ilmar Saabas с портала delfi.ee

Не стоит забывать и о других аспектах. Например, в автобусе не всегда приятно находится, а в часы пик он ещё часто переполнен. Иногда в нём не работают системы контроля климата и иной раз поездку сопровождает неприятный запах. Ещё можно добавить отсутствие безбарьерной среды на пути к остановке, потому что разбитые тротуары и лестницы тоже влияют на принятие решений при выборе транспорта.

Ведущий:

Недавно мы рассказывали в научных новостях о том, что Таллинн в плане развития городского пространства отстает от западноевропейских столиц лет на 30-40. Это объясняется тем, что у нас был советский период, когда автомобиль считался роскошью, а не средством передвижения. Соответственно их было мало, а сейчас мы просто стали наверстывать упущенное и теперь проходим те самые этапы, которые в западной Европе прошли 3-4 десятилетия назад. Они только потом уже стали отдавать приоритет общественному и лёгкому транспорту.

В таком случае получается, что лет через 30-40 Таллинн имеет шанс превратиться в Стокгольм или Копенгаген?

Копенгаген в 1954 г и в 2015 г. Фото с urban-networks.blogspot.com

Главная наша проблема в том, что у нас нет этих 30-40 лет. Серьёзные проблемы с перемещением по столице у нас происходят прямо сейчас. Увеличение автопарка за последние 5 лет на 70 00 единиц при примерно такой же инфраструктуре не проходит бесследно. Таллинн ударными темпами приближается к транспортному коллапсу если не начать быстро и последовательно заниматься внедрением эффективных практик, опробованных в тех самых передовых городах Западной Европы.

Трудно поспорить с тем, что место в городе ограничено и при такой конфигурации его не хватит на всех. Особенно если продолжать политику полумер, когда пытаются сохранить автоцентричную городскую среду, и одновременно с этим пропагандируют использование общественного транспорта и велосипедов. Довольно наглядной является фотография того, сколько площади занимают пешеходы, люди в автобусе, велосипедисты и водители личных транспортных средств.

200 человек: в 177 автомобилях, без машин, на велосипедах и в трёх автобусах.

По данным исследования к 2050 году к населению Таллинна добавится ещё 100 тысяч человек и так как общественный транспорт является самым эффективным способом перемещения большого количества пассажиров, то он должен иметь приоритет над личным автомобилем. В противном случае мы рискуем превратиться в город постоянных пробок, в которых будут стоять все участники движения.

Признание проблемы — это первый шаг на пути к её решению. Не так просто попасть в число успешных городов. Высокий уровень жизни, безопасная и удобная городская среда, процветающий малый и средний бизнес — всё это не образуется само по себе. Чтобы из точки «А» в точку «Б» можно было одинаково комфортно добраться не только на машине, но и на общественном транспорте, велосипеде и даже пешком — нужна массовая поддержка общества. Только она подталкивает власть создавать красивые и продуманные улицы, где места хватает всем.

Улица в Хельсинки. Иллюстративное фото.

Ведущий:

Вы совсем недавно, в августе, начали вести блог посвящённый городскому пространству. Откуда вообще пришла такая мысль — писать об урбанистике на русском языке? И на какие темы вы обращаете внимание?

Урбанистикой начал интересоваться относительно давно, ещё с первых видеороликов, известного в русской блогосфере, блогера Варламова. Некоторые примеры удачных решений для советских многоквартирных панельных домов побудили меня стать членом правления квартирного товарищества и в течение 6 лет, в кооперации с председателем, нам удалось воплотить в жизнь много хороших проектов.

Цель моего проекта я описал тут. Там же можно оставить и обратную связь.

Это был ценный опыт и я считаю, что путь к процветающему городу начинается с преобразования своего дома и территории вокруг него. В одной из своих статей я подробно рассказываю как сделать из двора-парковки красивое пространство, где будет приятно находится каждому жителю дома и района. Даже небольшие изменения значительно улучшают среду.

Ещё одним триггером для меня послужил популярный в Эстонии блогер mitte_tallinn, который уже много лет ведёт свои соцсети и рассказывает о городском устройстве нашей столицы. Меня впечатлила его подача материала. Особенно фотографии, где ставятся в контраст к улицам Таллинна, к которым мы привыкли, обработанные изображения, показывающие в каком виде они могли бы быть.

Альтернатива открытому грунту на одной из улиц Таллинна. Используется с разрешения Mitte_Tallinn.

Так как почти вся информация на эти темы у нас предоставлена на эстонском языке, то я принял решение, что мог бы попробовать писать на русском языке. Тем более, что у меня есть опыт работы внештатным сотрудником в газете Столица. Навыки приобретённые там помогают мне делать, по возможности, качественный и объективный материал.

Чтение комментариев популярных групп в соцсетях убедило меня в том, что в русскоязычном сегменте интернета Эстонии отсутствует понимание самых базовых принципов планирования городского пространства и любая полемика на эту тему очень быстро перерастает во взаимные оскорбления и недопонимания. В итоге, каждый остаётся при своём мнении. Для меня важно опираться на факты, а не на эмоции. Поэтому я уделяю большое внимание фактчекингу и ставлю ссылки на источники.

3 комментария на «»То, что не попало в эфир: моё интервью телеканалу ETV+»»

  1. Valeria Janusko Аватар
    Valeria Janusko

    статья 🔝 интервью супер 🙂 Павел, ты большой молодец, это то, чем ты должен заниматься!

    Нравится 1 человек

      1. craftybuttery640d2b3462 Аватар
        craftybuttery640d2b3462

        как там говориться _ «аффтар жжет писчы есчо» 🤣

        Нравится

Ответить на Valeria Janusko Отменить ответ

Categories:

3 комментария на «»То, что не попало в эфир: моё интервью телеканалу ETV+»»

  1. Valeria Janusko Аватар
    Valeria Janusko

    статья 🔝 интервью супер 🙂 Павел, ты большой молодец, это то, чем ты должен заниматься!

    Нравится 1 человек

      1. craftybuttery640d2b3462 Аватар
        craftybuttery640d2b3462

        как там говориться _ «аффтар жжет писчы есчо» 🤣

        Нравится 1 человек

Ответить на Valeria Janusko Отменить ответ