Таллинн на развилке: между Детройтом и Стокгольмом

5-8 минут

В течении десятилетий миллионы евро инвестировались в строительство новых и расширения старых дорог. Активно возводились виадуки и развязки. Одновременно с этим обновлялся подвижной состав общественного транспорта. Всё это обещало нам избавление от ненавистных пробок, но в итоге движение в городе медленнее, чем в Рио-де-Жанейро! Будет ли свет в конце туннеля?

Желание угодить всем часто приводит к противоположному эффекту. Опросы разных групп населения столицы выводят следующие причины для недовольства:

  • автолюбители ругаются на пробки и сложности с парковкой;
  • пешеходы сетуют на неудобную пешеходную инфраструктуру и плохую уборку снега;
  • велосипедисты недовольны отсутствием безопасных велодорожек;
  • водители общественного транспорта страдают от постоянного стресса, вызванного культурой вождения в городе;
  • инвалиды заперты в своих домах ввиду отсутствия безбарьерной городской среды;
  • жители домов, особенно в центре, раздражены уровнем шума.
Пробка в Таллинне. Фото Priit Mürk/ERR

Этот список можно продолжать и продолжать. Например, в недавней статье на портале Feministeerium «Tänav kui takistusrada ehk Milline linn sobib naistele» журналист Юлия Тислер подробно рассказывает с какими проблемами сталкивается в столице её мама. Трудности, которые испытывает героиня этой истории, будут знакомы многим: многочисленные лестницы, отсутствие магазина рядом с домом, большие расстояния до остановки.

Цифры не врут

Несмотря на огромные инвестиции в общественный транспорт, его популярность постоянно падает. По последним данным статистики, чтобы добраться до работы в 2003 году им пользовались 29.9% горожан. И несмотря на введение бесплатного проезда для жителей столицы с 2013 года, в 2023 зафиксировано ощутимое падение до 17.8%. Однако, число тех, кто стал использовать для этих целей машину, за тот же период, увеличилось почти вдвое: с 25% до 46.9%.

Конечно у любого явления есть несколько причин. За двадцать лет увеличилось благосостояние горожан — многие смогли себе позволить личный автомобиль. Часть рабочих мест переехало за черту города, куда трудно добраться на общественном транспорте. Также всё более привлекательным становится покупка недвижимости в ближайших к Таллинну волостях, что создаёт маятниковую миграцию.

Человек выбирает самый удобный вид транспорта, который доставляет с пункта А в пункт Б за максимально короткий отрезок времени. И желательно, чтобы поездка была также комфортной. Это привело к тому, что за последние пять лет в столице добавилось 70 тысяч (!) автомобилей. Каждый год к общему числу машин добавляется в среднем 5%.

Пробки в Таллинне. Иллюстративное фото — Фото: Siim Lõvi/ERR

Чтобы удовлетворить быстро растущий спрос, городские власти стали отдавать приоритет владельцам личного транспорта: зимой лучше чистят проезжую часть чем тротуары, улицы проектируются так, чтобы увеличить их пропускную способность. Последнее делается в основном за счёт расширения дорог и регуляции максимально разрешённой скорости. Давайте посмотрим как будет выглядеть Таллинн если число тех, кто выбирает автомобиль для поездок на работу, увеличится с нынешних 46.9% до 73%.

По стопам Америки

В середине XX века автомобиль стал самым популярным средством передвижения в США, что и определило дальнейшее развитие большинства американских городов. Для прокладки новых скоростных дорог сносились целые городские районы и демонтировался общественный транспорт. Например, очень распространённый в своё время американский трамвай, не пережил конкуренцию с автомобилем и практически ушёл в историю.

Целые кварталы сносились под новые автомагистрали. Детройт 1950/1962.
Фото с reddit.com

Недвижимость возле шумных дорог резко падала в цене, что негативно влияло на привлекательность таких районов. Более обеспеченные жители старались переселиться в тихие пригороды, которые впоследствии и образовали одноэтажную Америку. Массовое переселение среднего класса в частные дома преобразовало городской уклад и быт американцев.

Традиционные европейские практики к планированию американских городов стали уступать под натиском нового времени. Весь предыдущий опыт объявлялся устаревшим и ненужным. На смену плотной городской застройки, с широкой трамвайной и автобусной сетью, появилось совершенно новое пространство.

Вместо жилых районов развязки и дороги. Канзас-Сити, Миссури. 1893/2022
Фото с reddit.com

Американские города становились всё менее приятным местом для жизни. Местные предприниматели, ориентированные на обслуживание городского жителя, закрывались и банкротились. Вместо магазинов, аптек и ресторанов, которые были в пешей доступности, появились Drive-Thru закусочные, заправки и большие торговые центры с огромными парковочными полями.

Уличная парковка в центре города Су-Фолс, Южная Дакота.
Фото с argusleader.com

Менее обеспеченные жители, которые не могли себе позволить переехать в пригороды, селились в многоквартирных домах, окружённых многочисленными пыльными парковками и шумными улицами. Подобная сегрегация, в совокупности с остальными социальными факторами, приводила к увеличению уровня преступности, что ещё активнее способствовало переселению более успешных граждан за пределы городской черты.

Появилось такое явление как маятниковая миграция. Утром люди едут на работу из пригородов, а вечером обратно домой. В часы пик образуются пробки на дорогах, для борьбы с которыми стали добавлять к уже существующим полосам дополнительные. Дороги расширялись за счёт тротуаров и общественных пространств. Однако, через некоторое время свободное пространство заполнялось новыми участниками дорожного движения и заторы возвращались.

Невыученные уроки

По данным за 2023 год 73% жителей США ездят на работу на машине. Нельзя упрекать людей за то, что они выбирают наилучший, для такого типа города, вид транспорта. Особенно в том случае, когда человеку не оставляют альтернативы. Массовая автомобилизация вытесняет другие способы передвижения, так как подминает под себя всё свободное пространство.

Парковка возле т.ц. Ülemiste. Фото: Andres Putting | Delfi Meedia

Даже здесь, в Европе после второй мировой войны, шли те же процессы, что и в США. Такие города как Лондон, Амстердам и Стокгольм пытались поломать традиционный дизайн городского пространства и создать автоцентричную инфраструктуру. Европейские столицы стояли в пробках и становились всё менее удобными. К началу 90-х возникло массовое движение за возвращение улиц пешеходам и велосипедистам.

Амстердам в 70-е и в наши дни. Фото с schlijper.nl

Многочисленные исследования устройства городского пространства и внедрение лучших практик в жизнь, доказали, что в успешном городе приоритет должен быть отдан пешеходам, общественному транспорту и велосипедистам. Место ограниченно, поэтому нужен эффективный, удобный и надёжный способ передвижения по городу. Политика приоритизации автомобилей признали ошибочной.

Визуализация того, сколько пространства занимает 60 человек в автобусе, на велосипедах и в автомобилях.

Спрос рождает предложение

Нельзя сказать, что ничего в городе в этом направлении не делалось. В Таллинне за последние 5-10 лет были построены променады и реконструированы некоторые улицы, кое-где выстроены велодорожки и тротуары, открыты новые общественные пространства. Но даже в недавно законченных проектах проглядывается отсутствие системного подхода.

Одни улицы после реконструкции трудно отличить от лучших проектов Стокгольма или Хельсинки, например Вана-Каламая. Но в то же самое время реновация, так много неудобств доставившая жителям Таллинна, улиц Пронкси и Йыэ, не принесла ничего нового в городскую среду. Они остались такими же непопулярными среди пешеходов.

Велодорожка возле остановки «Космос». Фото с õhtuleht.ee, Arabella Valtin

Осознание проблемы это первый шаг на пути к её решению. В то время как в Хельсинки и Стокгольме занимались снижением уровня шума и загазованности городских улиц, активно расширяли сеть общественного транспорта и внедряли безбарьерную среду, у нас приоритет отдавался автомобилю. В течении десятилетий власть в городе не хотела злить водителей, опасаясь потери голосов.

Пожилые, инвалиды, мамы с колясками и сумками, дети — все, у кого нет механического транспортного средства, получили статус людей второго сорта. Горожане вынуждены довольствоваться шумными улицами, часто без озеленения, уличной мебели и деревьев. Желание гулять по пыльным, серым и не красивым тротуарам не возникает, что в свою очередь негативно влияет и на бизнес.

Улица в Швеции. Фото иллюстративное. theindexproject.org

Перемены никогда не происходят просто так. За красивыми лозунгами часто стоит желание понравится как можно большему количеству избирателей, но надо смотреть не на яркие обещания, а на реальные дела. В этом году к власти пришла новая коалиция и это даёт хороший шанс оценить какие политические силы и конкретные политики действительно работают на благо столицы.

Муниципальные выборы — это не просто отметка в бюллетене или электронный голос, отданный раз в четыре года. Это ваш активный вклад в будущее того места, где вы живете. В Октябре 2025 года открывается уникальная возможность повлиять на выбор политиков, которые будут решать, каким будет Таллинн завтра. Голосуйте за тех, кто стремится сделать город уютным и доступным для каждого жителя, где каждый найдет свое место и возможность для развития. Это ваш шанс внести изменения. Не упустите его!

3 комментария на «»Таллинн на развилке: между Детройтом и Стокгольмом»»

  1. Artjom Аватар
    Artjom

    Есть у нас одна группа в Фэйсбуке в которой, 210к человек на данный момент и это 1/7 населения страны то есть вполне себе репрезентативно, так вот я знаю людей, которые поддерживают движение в сторону «Стокгольма», как ориентира, буквально поименно. Что говорит о том, что к сожалению очень маловероятно, что действительно СД и их инициативы в сторону велодорожек будут услышаны 😦

    После выборов нас вполне вероятно ждёт увеличение строительства дорог и автомобилизация…

    Нравится

    1. hrmartynov Аватар

      Спасибо за комментарий. Да, иной раз кажется, что желающих перемен в сторону условно Стокгольма немного. Однако, за последние пару лет тема городского пространства и роли автомобиля в ней стала очень горячей. Вы наверное заметили сами какая активность возникает в комментариях под этими темами в фб. С людьми нужно разговаривать, даже с неприятными лично вам. Расказывать о хороших примерах, показывать альтернативу. Тогда потихоньку будут происходить перемены. Мы не первые, кто через это проходит. Даже в Стокгольме были жаркие споры и протесты против нового подхода к организации городского пространства. Они это прошли в 70-х, 80-х. Мы отстаём от передовых городов на 40-50 лет. Надеюсь нам удасться преодолеть этот путь в разы быстрее.

      Нравится

      1. craftybuttery640d2b3462 Аватар
        craftybuttery640d2b3462

        мы не первые, кто приходит через это, верно, но даже если посмотреть количество единомышленников в этой группе, то нас слишком мало и мы там что-то вроде местных сумасшедших, на которых все смотрят и смеются 🙂

        я один из тех, кто там комментит все посты про урбанистику и в особенности вело тему. Как происходит общение — тебе накидывают рандомных доводов, ты тратишь время, на то что бы их как-то аргументированно опровергнуть, а в ответ тебе накидывают ещё больше рандомного бреда, очень часто даже эти люди не могут держаться одной какой-то темы. Когда ты аргументированно доказал, что они не правы они просто берут другой рандомный довод и тебе его уже приходится опровергать. А та сторона при этом собирает лайки, так как «закидала аргументами» которые вообще ни чем не подкреплены, но это никого не волнует.

        так что даже не знаю, что можно делать тут. Люди не хотят ничего читать или расширять кругозор.

        этот сайт хорошая идея в плане, что тут можно собрать какие-то исследования в этой сфере и «адаптировать» их, что бы можно было просто скинуть отсюда ссылку. Кидать ссылки на англоязычную литературу бесполезно, никто не поймет или не будет даже читать. Поэтому я не скидываю канал not just bikes. Люди или не поймут или даже не будут смотреть

        Нравится

Ответить на Artjom Отменить ответ

Categories:

3 комментария на «»Таллинн на развилке: между Детройтом и Стокгольмом»»

  1. Artjom Аватар
    Artjom

    Есть у нас одна группа в Фэйсбуке в которой, 210к человек на данный момент и это 1/7 населения страны то есть вполне себе репрезентативно, так вот я знаю людей, которые поддерживают движение в сторону «Стокгольма», как ориентира, буквально поименно. Что говорит о том, что к сожалению очень маловероятно, что действительно СД и их инициативы в сторону велодорожек будут услышаны 😦

    После выборов нас вполне вероятно ждёт увеличение строительства дорог и автомобилизация…

    Нравится

    1. hrmartynov Аватар

      Спасибо за комментарий. Да, иной раз кажется, что желающих перемен в сторону условно Стокгольма немного. Однако, за последние пару лет тема городского пространства и роли автомобиля в ней стала очень горячей. Вы наверное заметили сами какая активность возникает в комментариях под этими темами в фб. С людьми нужно разговаривать, даже с неприятными лично вам. Расказывать о хороших примерах, показывать альтернативу. Тогда потихоньку будут происходить перемены. Мы не первые, кто через это проходит. Даже в Стокгольме были жаркие споры и протесты против нового подхода к организации городского пространства. Они это прошли в 70-х, 80-х. Мы отстаём от передовых городов на 40-50 лет. Надеюсь нам удасться преодолеть этот путь в разы быстрее.

      Нравится

      1. craftybuttery640d2b3462 Аватар
        craftybuttery640d2b3462

        мы не первые, кто приходит через это, верно, но даже если посмотреть количество единомышленников в этой группе, то нас слишком мало и мы там что-то вроде местных сумасшедших, на которых все смотрят и смеются 🙂

        я один из тех, кто там комментит все посты про урбанистику и в особенности вело тему. Как происходит общение — тебе накидывают рандомных доводов, ты тратишь время, на то что бы их как-то аргументированно опровергнуть, а в ответ тебе накидывают ещё больше рандомного бреда, очень часто даже эти люди не могут держаться одной какой-то темы. Когда ты аргументированно доказал, что они не правы они просто берут другой рандомный довод и тебе его уже приходится опровергать. А та сторона при этом собирает лайки, так как «закидала аргументами» которые вообще ни чем не подкреплены, но это никого не волнует.

        так что даже не знаю, что можно делать тут. Люди не хотят ничего читать или расширять кругозор.

        этот сайт хорошая идея в плане, что тут можно собрать какие-то исследования в этой сфере и «адаптировать» их, что бы можно было просто скинуть отсюда ссылку. Кидать ссылки на англоязычную литературу бесполезно, никто не поймет или не будет даже читать. Поэтому я не скидываю канал not just bikes. Люди или не поймут или даже не будут смотреть

        Нравится

Ответить на Artjom Отменить ответ