Mitte_Tallinn: светоотражатель — это сигнал водителю от Департамента транспорта и полиции, что в темноте можно вести себя за рулем также, как в летний день

Популярный блогер-урбанист Mitte_Tallinn в своём недавнем посте в Фейсбук подробно рассказал о светоотражателях, к которым многие из нас привыкли ещё с детства. В этой переведённой статье вы узнаете, почему их ношение обязательно только в четырёх странах и как «helkurid» влияют на безопасность пешеходов в тёмное время суток.

Светоотражатель обязательно нужно носить только в четырёх странах: Эстонии, Латвии, Литве и в месте его изобретения в 1950-х годах — Финляндии. Большинство европейцев никогда не сталкивались с этим предметом и мало что о нём знают. Когда они видят их на наших куртках, то часто принимают их за ценники. (Ко мне однажды подошли туристы и спросили для чего они — прим. редактора).

Светоотражатели. Фото иллюстративное — varusteleka.com

Давайте посмотрим на то, как обстоят дела в Швеции и Норвегии. Способствует ли отсутствие светоотражателей увеличению числа смертей на дорогах? Нет, эти страны — одни из самых безопасных в плане дорожного движения. Похожую картину можно наблюдать в Голландии или Великобритании, где зимы темные и сырые, как наш ноябрь. Статистика показывает, что там на дорогах в два раза безопаснее, чем у нас. Может Финляндия доказала что-то своим примером? Нет, она сильно отстает от других скандинавских стран по уровню безопасности дорожного движения.

Светоотражатель — это сигнал от Департамента транспорта и полиции водителям: в темноте и на скользкой дороге водите автомобиль, как будто это летний день.

К сожалению, даже летом происходят наезды на пешеходов на переходах, которые заканчиваются трагедией. В тёплый период автомобили также врезаются в стены домов, которые «внезапно» появляются на пути. О столкновениях со столбами освещения, которые обычно без светоотражателей, даже говорить не стоит.

Всегда снижайте скорость

Светоотражатель нужен не для того, чтобы автомобили имели возможность спокойно ездить по тротуарам или чтобы дети могли гулять посреди дороги. Водитель всегда должен подъезжать к пешеходному переходу с такой скоростью, чтобы успеть остановиться. Движение по обочине также запрещено, но летом там тоже происходят наезды, потому что человек за рулём отвлекается на телефон, устал, пьян или переключает радиостанции.

Дистанция с которой водитель может заметить пешехода. Тёмная одежда — 18 м, белая одежда — 50 м, отражетель — 130 м. Фото с Adobe Stock

Согласно 25-летнему исследованию в Швеции, 73% водителей не снижают скорость, а иногда даже увеличивают её при приближении к пешеходному переходу, вместо того чтобы замедлиться. Подобное поведение в опасных местах — это наша сегодняшняя реальность.

Департамент транспорта Эстонии должен реализовать программу безопасности дорожного движения. В среднем за три года (2023-2025) количество погибших должно было сократиться до 40. Но вместо этого мы видим рост числа смертей:

Год

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Кол-во раненых

1767

1617

1771

1981

1949

1634

Погибшие

52

59

55

51

59

47

*2024 год — на данный момент 47 погибших (почти наверняка их число превысит 60, поскольку конец года обычно приводил к быстрому росту смертности в предыдущие годы).

В начале 2023 года Сандер Салму стал новым вице-канцлером транспорта в Министерстве экономики и коммуникаций. Весной он должен был прокомментировать провал программы по безопасности дорожного движения в передаче “Terevisioon”. Его резкое заявление было следующим: ничего нельзя сделать, люди должны измениться сами, а смерть — это несчастный случай. Он повторял это несколько раз, так как журналист не хотел мириться с тем, что у Департамента транспорта нет идей.

Кто несёт ответственность?

В этой же программе по безопасности дорожного движения изложены принципы «нулевого видения» — ситуация не улучшится до тех пор, пока ответственность не будет переложена с участника движения. Однако канцлер повторил противоположное сообщение на государственном телевидении: ответственность по прежнему лежит на пользователе, который не должен делать этого в среде, ориентированной на убийства.

Почему сохраняется должность для кого-то, кто не способен понять проблему, не говоря уже о том, чтобы работать над её решением? Этот вопрос актуален не только для Салму. Также Сирле Лойго из отдела профилактики полиции часто выступает на телевидении, подчеркивая послания, которые, по моему мнению, не следует преподносить в качестве основных, если мы хотим перемен.

На этой неделе в центре Пярну открыли кольцевую развязку, по которой можно свободно ездить со скоростью 100 км/ч. Такие решения не принимаются в странах, где важна безопасность дорожного движения. Это победа авто-эйфории.

Круговой перекрёсток в центре Пярну. Там еще не слышали о велосипедных дорожках, как и о мерах по снижению скорости.
В зелёной рамке кольцевое пересечение в Голандии. Каждая машина должна замедляться. Фото с facebook.com/mitte.tallinn.

Те, кто не погибнет на этой кольцевой развязке в Пярну, должны будут терпеть отношение, которое подтверждается каждым проектом в городе и стране: нужно двигаться как можно быстрее. Снижение скорости это табу. Если вы её снизили на главной дороге перед перекрестком — вы провалили экзамен. Сегодня я выглянул из окна и увидел, как по тротуару объезжали машину, которая задним ходом заезжала на парковочное место. Ждать три секунды в пробке невыносимо.

Раквере — город для лихачей

Раквере, по размеру сопоставимый с одним из районов Таллинна, расширил дорогу перед школьным зданием в центре города к началу учебного года. Теперь она огорожена барьерами и напоминает скорее шоссе с полосами ускорения.

Еще больше пространства, ориентированного на автомобили, вдруг станет меньше аварий? — mitte_tallinn.

Сорок погибших в год могло быть только шуткой, только каждый новый дорожный проект сравним с гильотиной. Невозможно ежедневно заниматься дорожным движением и быть настолько слепым, чтобы не видеть связи между окружающей средой и результатом. Здесь нужно обратить внимание на TalTech, который готовит наших дорожных проектировщиков.

Преподающий там Айна Кендра является непоколебимым защитником статус-кво в интернете. Идеологию “пропускной способности” можно переименовать в “ориентированное на убийство проектирование улиц.”

Ни один город, квартал или улица не должны убивать идущего там человека, но это считается настолько нормальным, что мои слова звучат экстремально.

Департамент транспорта и полиция повторяют пешеходам со светоотражателями — «Ты один. Против преступников носите шлем и бронежилет». В то же время водителям говорят — “Наша цель не штрафовать”, другими словами «продолжайте». В следующие полгода эти ведомства будут добавлять в пресс-релизы о погибших информацию о наличии светоотражателя. Так поясняют, было ли убийство легальным или нет. Для летнего периода у них есть другие оправдания, например, “солнце ослепляет”, но никогда “безопасная скорость движения в данной ситуации.”

Эксперты по безопасности дорожного движения из Департамента транспорта сейчас ездят по Эстонии, чтобы познакомить пенсионеров с отражателями. Сколько водителей получили сообщение, что езда на летней скорости в темное время суток равносильна бешенству? Всё это на самом деле сводится к тому, что многим не нравится в этом аккаунте (страница в Фейсбук блогера mitte_tallinn — прим. редактора). “Хотелось бы лучшей среды для жизни, но почему вы должны ненавидеть эти машины?”

Вера в автомобили и страх перед водителями

Если бы приоритетом полиции и Департамента транспорта не были водители, мы бы увидели изменения мгновенно. Однако, вера в автомобиль и страх перед водителями настолько глубоко укоренились, что они просто не решаются что-либо сделать. Это психологическое давление постоянно присутствует в обществе. Автомобиль на алтаре требует жертв, и это считается нормальным. Личное транспортное средство — это альфа, которому нужно подчиняться.

Поклонение автомобилю. Фото иллюстративное с autoevolution.com

А что произойдет, если кто-то решительно снимет автомобиль с алтаря? В Швеции кто-то не добрался до места назначения, потому что должен был ехать, не подвергая опасности других? Голландия экономически рухнула, как боится Калле Муули, потому что дизайн улиц предназначен для безопасного передвижения всех? Что же нас останавливает?

Носите светоотражатель на обочине дороги, потому что никогда не знаешь, когда кто-то захочет обогнать другую машину по тёмной обочине. Велосипедисты, у вас должны быть передние и задние фары. Но если вы видите, что полиция или Департамент транспорта где-то подчеркивают важность светоотражателей, знайте, что изменений еще не произошло и смертельные случаи на дорогах не воспринимаются всерьез.

Оставьте комментарий

Categories:

Оставьте комментарий